Она пела с самим Козловским

Выступления на самых престижных сценах страны, записи на центральном телевидении, поездка в Италию и концерты с великим Иваном Козловским, который и порекомендовал их коллектив для участия в международном конкурсе. Вот певческая юность Елены Николаевны Свириденко – бывшей участницы камерного хора Ростовского музыкально-педагогического института.
– Иван Семенович – великий советский тенор, оперный и камерный певец – был необычайно простым в общении человеком, – вспоминает Елена Николаевна. – Никакого высокомерия, звездности. Он услышал нас на одном из концертов. Подошел, обнял и сказал, какие мы молодцы, замечательно поем. А потом пригласил в Ленинград, где нас одних отобрали для поездки в Италию на международный конкурс. По сути это была победа всесоюзного масштаба.
Она приехала в Ростов-на-Дону из Борисоглебска Воронежской области, где родилась и окончила дирижерско-хоровое отделение музыкального училища.
– Мама очень хотела для меня хорошей работы, поэтому и отвела в музыкальную школу, – говорит Свириденко. – Сама она была продавцом, работала в холодных вагончиках и часто болела. Поэтому для нас сестрой ничего не пожалела, чтобы дать высшее образование.
В музыкально-педагогическом институте Лена пела в камерном хоре. С ним объездила практически весь Советский Союз. Они много выступали в Москве, Ленинграде, были с концертами в Кабардино-Балкарии, Черкесске, Латвии, Армении, Тбилиси… До сих пор у нее хранятся афиши этих концертов.
Руководитель их, Юрий Иванович Васильев – выпускник Ленинградской консерватории – был человеком увлеченным. Он сам перекладывал для своего хора классические произведения, народные и даже эстрадные.
В репертуар коллектива входили самые известные хиты группы «Битлз» – знаменитой ливерпульской четверки.
– Да-да, – уверяет Елена Николаевна, – звучали они в нашем исполнении просто потрясающе!
В Италию они попали в 1981-м году. Тогда вообще мало кого выпускали из Советского Союза. Только половина коллектива смогла выехать за границу. Остальные оказались «неблагонадежными».
– Конкурс проходил в маленьком городке Гориция, – делится музыкант. – Мы поразились тому, что все его жители ездили на машинах, то есть у каждого взрослого члена семьи имелся автомобиль. А еще было очень приятно, что после нашего выступления нас стали узнавать. Останавливались прямо на улице и аплодировали.
Выступили тогда русские очень удачно. Заняли второе место по классике и народному исполнению, уступив лишь филиппинцам, которые взяли «золото». Но это был профессиональный хор, поэтому проиграть ему было не стыдно. А как хотели обойти Советский Союз немцы, чехи, болгары. Но не удалось. Болгары стали лишь третьими.
– Готовились мы тщательно, – продолжает Елена Николаевна. – Очень расстроились, когда узнали, что все хоры выходят на фольклорную часть программы в народных костюмах. У нас-то их с собой не было. Но русский человек нигде не пропадет, даже в Италии. Придумали украшения к своим платьям со шлейфами, которые специально сшили к конкурсу. Смастерили платочки и веночки из … туалетной бумаги. Там туалетная бумага была такая красивая, мягкая, цветная! У нас в Союзе подобного не наблюдалось. Веночки получились нежные, трогательные. Никто и не догадался, из чего они выполнены. А пели мы свадебный фольклор, поэтому эти аксессуары оказались как нельзя кстати.
Выезжали советские студенты с концертами и в Милан, побывали в одном из самых знаменитых оперных театров «La Skala».
Посмотрели город, Средиземное море. А на экскурсию в Рим не хватило денег. Нужно было получить «золото», чтобы поехать туда. Но и без того великолепная итальянская архитектура поразила наших ребят. Старые замки, соборы, органная музыка... Они дышали воздухом, которым дышали великие итальянские мастера и художники. И были счастливы этим!
Успели пробежать девчонки и по магазинам, на сэкономленные суточные накупили себе кофточек, родным – подарков. Лена приобрела для мамы кофейный набор, а для папы – бритвенный станок.
– У нас же дома ничего этого не было, – улыбается Елена Николаевна. – Поэтому всем хотелось обновочку купить, сделать приятное близким.
Встречали их везде тепло, принимали дружелюбно. Даже приглашали на гастроли, особенно после исполненной ими «Аве-Мария» Шуберта. Итальянцы никогда не думали, что так можно спеть это произведение. О них восторженно писала местная пресса. О том, что полной неожиданностью стало выступление студенческого хора из Советского Союза.
Кстати, это дружелюбие поначалу оказалось не таким уж теплым. В римском аэропорту, когда они только прилетели, на них смотрели как на врагов. И было жутковато от этих взглядов.
– А вот после выступления отношение совершенно поменялось, – уточняет Елена Николаевна. – Мы стали настоящими героями и открытием этого конкурса. Хозяева извинялись за холодный прием, приглашали к себе с гастролями и обещали хорошую гостиницу, самые лучшие залы Италии
…После окончания института Елена Николаевна вернулась по распределению в свой родной Борисоглебск, преподавала сначала в музыкальной школе, затем – в училище. А потом она с семьей перебралась в подмосковный Серпухов, к сестре, попала на работу в Губернский колледж (тогда это был МОПК).
К музыкальным предметам добавилась еще и Мировая художественная культура.
– Многое для меня оказалось новым, но это было и увлекательно. Большое спасибо Натэлле Алексеевне Топурия, она очень помогла мне на первых порах. Я ходила к ней на лекции, слушала, записывала, читала рекомендованную ею литературу.
Мировая художественная культура стала самым сильным увлечением Елены Николаевны. Больше всего Свириденко любит эпоху Возрождения, может часами рассказывать о Леонардо да Винчи, Рафаэле, Микеланджело…
– Я верю, что искусство способно объединить и облагородить людей, сделать их добрее.
Интересно, что и студенты тоже больше интересовались этой эпохой. Видимо, привязанность педагога передавалась и им. Знали ее ученики и то, что когда-то Елена Николаевна профессионально занималась хоровым пением. Слышали в ее исполнении романсы, а некоторым даже посчастливилось спеть с ней дуэтом.

Читайте также




















