Никто не хотел отдавать

Сестры напрочь забыли о своем кровном родстве, и в приступе гнева одна ударила другую лопатой. Весомый аргумент в споре о наследстве. Ну не смогла смириться дочь с тем, что мать отписала по завещанию их отчий дом ее сестре.
Таких историй в тридцатилетней практике судебного пристава-исполнителя Ирины Викторовны Соломатиной не одна, не две и даже не десять. За безупречный труд она награждена ведомственными медалями, является полным кавалером медали «За службу». А еще Ирина Викторовна – единственный пристав в Подмосковье, удостоенный Благодарственного письма от президента Владимира Путина за «активную законотворческую деятельность, заслуги в укреплении законности и многолетнюю добросовестную работу».
Чем же закончился тот нашумевший случай о кровавой дележке родительского дома?
– Чем… На тот момент мы вынуждены были приостановить исполнение, пострадавшую доставили в больницу, где та и находилась до полного своего выздоровления, – уточняет пристав. – Потом, конечно, решение суда все равно исполнили. Дом в Бутурлино достался той, кому и был завещан, остальных из него выселили, поскольку завещание признано действительным, собственница – одна, она и выиграла дело.
Есть женщины мягкие, их легко разжалобить, обмануть… А есть вот такие атаманы в юбке, лидеры по натуре. В школе она была пионервожатой у маленьких, в классе – бессменной старостой. Обостренное чувство справедливости – в крови. Если кого обидели незаслуженно, значит надо обязательно заступиться. Поэтому, наверное, и пришла работать в Серпуховский городской суд секретарем. Через год была назначена судебным исполнителем. С тех пор и исчисляется ее служба в этом ведомстве. Хотя только в 1997 году образовалась Федеральная служба судебных приставов.
– Принцип работы, задачи, функции – все осталось, изменилось только название, – замечает Ирина Викторовна. – Это орган принудительного исполнения, и до 97 года мы тоже занимались взысканием алиментов, кредитных платежей, то есть реализовывали исполнение судебных решений.
С благодарностью вспоминает Соломатина своих первых наставников: бывшего председателя суда, заслуженного юриста Российской Федерации Раису Сергеевну Жукову и судью Галину Васильевну Макаленгва.
– Их уже нет с нами. Но я рада, что Галине Васильевне успела при жизни сказать спасибо за ее помощь, терпение, – говорит она. – Учителей по жизни было много, но первый свой опыт я почерпнула как раз у них. Девушкой была задиристой, именно они сумели привить мне не только определенные навыки, но и научили отношениям с коллегами, их уроки профессиональной этики запомнила на всю жизнь.
Раздел домовладения, работа с исполнительными листами и имуществом должников, определение порядка пользования земельным участком, передел собственности, административные работы… Все это требует именно ее вмешательства. Но особое место в практике судебного пристава занимают «дела сердечные» – так Ирина Викторовна называет семейные вопросы, с которыми приходится сталкиваться по роду службы.
– Стараюсь действовать методом убеждения: беседую, прошу, уговариваю, – поясняет она. – Касается это, прежде всего, свиданий ребенка с родителями, если они в разводе. Пытаюсь до них достучаться, ведь любой вопрос можно решить мирно, договориться, а не делать детей заложниками ситуации, инструментом в достижении своих целей , не всегда благовидных. Подобных дел не так много, как имущественных, но это очень непростой вопрос.
С болью вспоминает Ирина Викторовна 90-е годы, когда часто приходилось изымать детей из неблагополучных семей.
– По предписанию суда мы должны передать ребенка органам опеки, а он плачет, кричит, прячется от нас. Редко кто уходил добровольно. Дома же – холод, грязь, вонь, есть нечего... Невооруженным глазом видно, что ему плохо. А от мамы все равно не хочет уходить, хоть там и пьют, и бьют, и покормить забывают. Сложно здесь примирить долг и свои материнские чувства.
На прием к ней приходят люди со своим наболевшим. Необходимо быть и психологом, и педагогом, а также иметь познания в области строительства, архитектуры, чтобы правильно оценить ситуацию, когда дело касается, к примеру, раздела дома, определения порядка пользования земельным участком. Служба, мягко говоря, не из легких, столько негатива накапливается за день.
– Здесь главное, чтобы у тебя был еще и другой мир, не только работа, – делится Соломатина. – Я – счастливый человек, благодарю бога, что у меня жива мама, у нас с ней теплые доверительные отношения. У меня семья, друзья. Люблю путешествовать. Есть подруга с детсадовского времени, тоже Иринка. С ней мы вместе и в школу ходили. Даже мама считает ее моей сестрой, своей второй дочкой. Ни работу, ни мальчишек, ни жилье мы с ней не делили, поэтому и остаемся, наверное, подругами до сих пор… На плаву держат меня моя семья, моя работа и мои друзья.

Читайте также




















