Аудиокниги

Обезьяна и женщина (Николай Павлов)

ЧИТАЕМ ВСЛУХ на портале GLAZEY рассказ Николая Павлова «Обезьяна и женщина». Это история о человеке, променявшем реальный мир на вымышленный и сумевшем найти счастье в собственном сумасшествии.

Николай Данилович Павлов (1855/56 -- 1908) – русский драматург и прозаик; Одессит. К сожалению, информации о нём сохранилось катастрофически мало. Известно, что публиковался он под собственным именем и под псевдонимами Н. Северов и Н. Д. П.

Он автор драм и комедий "Помешанная" (1882), "Мечтатели" (1884), "На пороге великих событий" (1889), "Москвичи и петербуржцы" (1892), "В плену у женщин" (посмертное изд. 1914) и др., книг прозы "Рассказы, очерки и наброски" (1892), "Шербекские выборы: Рассказ из фламандских нравов" (1904).

Рассказ Н.Павлова «Обезьяна и женщина» вошел в сборник "Необыкновенные рассказы" (СПб., 1892, второе изд. 1899)", название которой восходит к известному сборнику Эдгара По. «Необыкновенные рассказы» переизданы в 2014 году в виде «электронной книги» «Тринадцать сеансов эфиризации».

Премудрый пискарь (М.Е. Салтыков-Щедрин)

ЧИТАЕМ ВСЛУХ сатирическую сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина из цикла «Сказки для детей изрядного возраста».

«Премудрый пискарь» повествует нам о бесполезных  для общества людях, которые всю жизнь живут в страхе, всячески избегая борьбы, самонадеянно считая себя при этом просвещенными. Писатель жестоко высмеивает жалкую жизнь и образ мыслей подобных людей, призывая не прятаться в норе, а смело бороться за место под солнцем для себя и своих потомков. Не только уважения, но даже жалости или сочувствия в читателе не вызывает премудрый пескарь, краткое содержание существования которого можно выразить двумя словами: "жил и дрожал".

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился в 1826 году в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Начальное образование получил в домашних условиях, затем обучался в Московском дворянском институте и Царскосельском лицее.

Служил в канцелярии военного министра, был старшим чиновником по особым поручениям при губернаторе, советником губернского правления, в Министерстве внутренних дел готовил крестьянскую реформу, дослужился до вице-губернатора в Рязани, затем и Твери. Выйдя в отставку, он поселился в столице и стал одним из редакторов журнала «Современник». В 1868 г. он согласился с предложением Н. А. Некрасова войти в редакцию журнала «Отечественные записки», где проработал до 1884 г.

Талантливый публицист, сатирик, художник, Салтыков-Щедрин в своих произведениях, которые он создавал в виде сказок, старался направить внимание русского общества на главные проблемы того времени: воровство и взяточничество чиновников, жестокость помещиков, самодурство начальников, духовную и физическую деградацию дворянства.

«Его имя останется в истории не только как имя самого великого памфлетиста, которого когда-либо знала Россия, но и как имя великого гражданина, не дававшего ни пощады, ни отдыха угнетателям мысли. Щедрин действительно жил только своим временем, но как хорошо сказал Гете: "Кто жил для своего времени, тот жил для всех времен"» (Софья Ковалевская)

Умер писатель в возрасте 63-х лет (1889 г.) в Петербурге.

 

Катюша (Василь Быков)

Сегодня мы ЧИТАЕМ ВСЛУХ рассказ Василя Быкова «Катюша». Рассказ о том, как пехотой был взят плацдарм, но продвигаться дальше было невозможно, так как немецкие миномёты накрывали… И вот позади пехоты появилась реактивная установка «Катюша», и чуть погодя она дала залп по немецким позициям. А что было потом…

Василь Владимирович Быков родился в 1924 году в белорусской крестьянской семье, в деревни Череновщина Витебской области. Война застала его на Украине. Воевал командиром сначала стрелкового взвода, затем взвода автоматчиков и взвода противотанковых пушек. Был дважды ранен, имел боевые награды.

После войны Быков служил на Украине, в Белоруссии и на Дальнем Востоке Осенью 1955 года начал работать в «Гродненской правде», писал корреспонденции, очерки, фельетоны.

Война – главная и почти единственная тема писателя. В произведениях Быкова нет ни грандиозных танковых сражений, ни решающих операций. «Меня интересует, - писал он, - в первую очередь, не сама война, но, главным образом, нравственный мир человека, возможности его духа». Произведения Василя Быкова о Великой Отечественной войне раскрывают нам весь ужас этого грозного и трагического события, заставляют понять, какой ценой была завоевана победа.

Основные художественные произведения: повести «Мертвым не больно», «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Дожить до рассвета», «Волчья стая», «Обелиск», «Сотников», «Знак беды», «На рассвете». Произведения Быкова переведены более чем на 50 языков мира.

«Ух, суров Василь Владимирович!» — то и дело говорили о писателе. Его и вправду нечасто удавалось застать улыбающимся…
Народный писатель Беларуси Василь Быков умер 22 июня 2003 года в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах, под Минском.

БОБЫЛЬ И ДРУЖОК (Сергей Есенин)

На портале Glazey мы ЧИТАЕМ ВСЛУХ рассказ Сергея Есенина «БОБЫЛЬ И ДРУЖОК». Жизненный материал, легший в основу сюжета, неизвестен, но спустя много лет после публикации он получил продолжение. По воспоминаниям А. А. Есениной, в Москве Есенин купил с рук маленького рыжего щенка, его назвали Сережкой, но вскоре из-за непригодности к обитанию в квартире отправили по ходатайству Г. А. Бениславской к ее знакомым в Тверскую губ. По смерти Есенина собаку привезли в с. Константиново, и родители поэта переименовали ее в Дружка.

Есенин - Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. Родился в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. С отличием закончил Константиновское четырехклассное училище, затем Спас-Клепиковскую учительскую школу, став "учителем школы грамоты".

Сочинять Есенин стал очень рано, лет с 9. В 1916 г. в Петрограде вышел первый сборник его стихотворений «Радуница». Время творчества Есенина — эпоха крутых поворотов в истории России. Он – поэт, не разлюбивший свою страну, не отказавшийся от нее. Он хотел принять новый, революционный мир, но не смог… Слишком уж близка ему была патриархальная Россия.

Одним из последних его произведений стала поэма "Страна негодяев" в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах, обвиняя Есенина в пьянстве, драках и.т.д. В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось спрятаться: лечь в психоневрологическую клинику. Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая Сергея Александровича. 23 декабря Есенин тайно уезжает в Ленинград. Но уже в ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" русского поэта убивают, инсценировав его самоубийство.

Без оружия (Будищев Алексей)

ЧИТАЕМ ВСЛУХ рассказ «Без оружия», принадлежащий перу талантливого русского писателя Алексея Будищева.

Будищев Алексей Николаевич – один из типичных писателей так называемого «безвременья» – тусклой эпохи, той, которая следует за крахом большого общественного подъема и предшествует новому взлету прогресса.
Родился Будищев в 1867 г. в Саратовской губернии; отец — дворянин, отставной военный Николай Фёдорович Будищев, мать — Филиппина Игнатьевна, из польского шляхетского рода Квятковских.
Учился Будищев на медицинском факультете Московского университета. Почувствовав себя совершенно неспособным заниматься терапевтическими науками, с 4-го курса ушел. Писать начал еще студентом, в 1886 г. стал деятельным сотрудником нескольких периодических изданий.

В начале своей литературной деятельности Алексей Будищев писал очень много стихов. Он автор текста знаменитого романса «Калитка».

Настоящее призвание Алексея Будищева - литературная миниатюра. Его небольшие рассказы написаны колоритно, с блестками настоящего юмора, с умением на небольшом пространстве газетного фельетона ярко обрисовать положение и целый тип.

Алексей Николаевич Будищев умер в1916 г. в Петрограде. Похоронен на Литераторских мостках.

Лилипут (Гюго ле Ру)

Портал Glazey представляет вниманию слушателей нашей аудиокниги рассказ французского писателя Гюго ле Ру «Лилипут».

Роберт Чарльз Анри Ле Ру, более известный под псевдонимом Гуго Ле Ру (Hugues Le Roux), французский политический деятель, писатель, беллетрист, драматург, театральный постановщик, журналист.
Гюго ле Ру сотрудничал в качестве журналиста в журнале «La Revue Politique et Littéraire», а затем в «Temp»s, «Figaro», «Journal» и «Matin». Кроме того, он писал романы, повести и рассказы. В начале своей карьеры он являлся секретарем Альфонса Доде и помог написать ему знаменитые произведения «Прекрасная нивернезка» и «Тартарен на Альпах».

Сам Гюго ле Ру специализировался на создании литературных произведений о французских колониях и путешественниках. Вращаясь во французских официальных кругах, он содействовал формированию образа Франции, как страны, несущей цивилизационную просветительскую миссию в менее развитые части мира.

Гюго ле Ру служил Генеральным советником округа Рамбуйе во Франции, а в 1920 году был избран сенатором. Срок его полномочий закончился 14 ноября 1925 года по причине смерти писателя.

Голос войны (Осип Дымов)

Русский еврейский писатель, драматург и театральный деятель, настоящее имя – Иосиф Исидорович Перельман, родной брат Якова Исидоровича Перельмана, автора известной «Занимательной физики».

Осип Дымов – псевдоним – так звали героя чеховского рассказа «Попрыгунья», врача, ученого, скромного и талантливого человека. Видимо, этот образ был близок Иосифу, а Чехов – один из любимейших его писателей.

Иосиф Исидорович родился в 1878 году в городе Белостоке Гродненской губернии в семье мелкого служащего, подданного Пруссии, иудейского вероисповедания. Окончил реальное училище и Лесной институт Санкт-Петербурга. В 1899 году принял подданство России.

Личность его поразительна, поразительна тем, что Дымов это… если можно так сказать, незнаменитая знаменитость. С одной стороны, яркий писатель, художник, без которого трудно представить себе русскую литературу и драматургию конца XIX - начала ХХ века. Его много ставили сцене. Его ставил Мейерхольд, Марджанов, другие крупные режиссеры, в спектаклях по его пьесам принимали участие крупнейшие русские актеры. Его имя как автора политических фельетонов было известно на всю Россию, ему даже начали подражать. К. И. Чуковский в очерке «Осип Дымов – поэт» пишет: «Его маленький, но изящный юмор в маленькую, но не изящную эпоху сатирических журналов 1905-1907 годов сделал из него Дымова, одного из лучших юмористов, создавшего несколько шедевров сатиры, которые со временем непременно попадут в хрестоматии».

А с другой стороны, мы до сегодняшнего дня почти не имеем информации о его жизни и творчестве. Для среднего российского читателя, Дымов - фигура закрытая, если не сказать, что вообще неизвестная.

В 1913 году Дымов эмигрировал в США.

Умер в Нью-Йорке в 1959 году...

 

Визит (Влас Дорошевич)

Дорошевич Влас Михайлович (1864-1922) русский писатель, публицист, критик.

С 16 лет работал грузчиком, актёром, корректором; переделывал повести Н. В. Гоголя для лубочных изданий. А его литературная деятельность и известность начались с публикаций оригинальных фельетонов. Собственно, в историю литературы Дорошевич и вошёл под именем «короля фельетонов». Его фельетон соединил элементы публицистики, сатирического и лирического репортажа. Писатель и журналист придал массовому газетному жанру художественность. Позже он продолжил работать в этом направлении, выступая, как обличитель и критик современной ему действительности. Его хлесткие и дерзкие очерки завоевали широкую популярность  «опасного журналиста».

В конце XIX века Дорошевич без разрешения властей отправился на Сахалин, а по следам этой поездки на Остров Смерти написал большую книгу под названием «Каторга». Это произведение о самом отдаленном острове Российской империи, освоенном беглыми людьми, каторжниками и поселенцами. Книга имела большой успех, не раз переиздавалась, в том числе и за рубежом. В. Дорошевич сумел воссоздать в ней вполне реалистическую картину трагедий и ужасов Сахалина: его тюрем, палачей, преступников всех мастей – убийц, людоедов, воров, авантюристов.

Уже к сорока пяти годам у него было издано 9-томное собрание сочинений. Однако  1910-е творческая активность писателя упала. С 1918 по 1921 он жил в Севастополе, отказавшись от сотрудничества в контрреволюционных газетах. И по окончании Гражданской войны в Крыму уже больной Дорошевич сделал заявление о полном своём присоединении к советской власти.

В мае 1921 он возвратился в Петроград и вскоре умер (похоронен неподалеку от могил Белинского и Плеханова).

 

Похвальный лист (Игнатий Потапенко)

Игнатий Николаевич Потапенко – русский прозаик и драматург, один из самых популярных писателей 1890-х годов. Родился 18 (30) декабря в 1856 г. в сельской местности Херсонской губернии.

Обучался будущий прозаик в Херсонском духовном училище, Одесской семинарии, затем слушал лекции в Новороссийском и Петербургском университетах, занимался в Петербургской консерватории, которую закончил по классу пения. С 1873 г. Потапенко стал выступать в периодической печати с рассказами, очерками, по преимуществу рисовавшими хорошо знакомую ему среду сельского духовенства, быт городков и местечек южных губерний Российской империи. Широкую известность ему принесла повесть "На действительной службе", опубликованная в журнале "Русская мысль" в 1890 г.

Игнатий Николаевич был одним из ближайших людей литературного окружения А.П. Чехова, который даже доверил писателю процедуру согласования текста "Чайки" с цензурой.

Кстати, именно Потапенко послужил прототипом Тригорина в чеховской "Чайке". Однако в отличие от своего драматургического двойника Игнатий Николаевич действительно обладал литературным талантом. Наиболее яркие его произведения посвящены жизни приходского духовенства, - жизни, знакомой писателю не понаслышке. Его герои - незаметные отцы-подвижники, с сердцами, пламенно горящими любовью к Богу, и задавленные нуждой сельские батюшки на отдаленных приходах, лукавые карьеристы и уморительные простаки.

Потапенко был далёк от какой бы то ни было революционности. В первые годы советской власти он пытался подстроиться под новую конъюнктуру, писал по старому шаблону рассказы и романы из советской жизни, но не вполне удачно. Умер писатель 17 мая 1929 году в Ленинграде и похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

 

От полудня до полуночи (Эрих Мария Ремарк)

Эрих Мария Ремарк (урождённый Эрих Пауль Ремарк) – один из наиболее известных и читаемых немецких писателей двадцатого века.

Родился 22 июня 1898 в Нижней Саксонии. Он был вторым из пяти детей книжного переплётчика Петера Франца Ремарка и Анны Марии Ремарк. В юности Ремарк увлекался творчеством Стефана Цвейга, Томаса Манна, Фёдора Достоевского, Марселя Пруста и Иоганна Гёте.

Ремарка – автора романов знают все. Ремарк – сочинитель рассказов в России почти не известен. С ранней юности Эрих Мария Ремарк писал рассказы, очерки, статьи, зарисовки, рецензии. Его рассказы – психологические, лирические, приключенческие, исторические, даже фантастические – это ступеньки, по которым писатель поднимался к своим великим романам.

В 1929 Ремарк опубликовал наиболее известное своё произведение, «На западном фронте без перемен», описывающее жестокость войны с точки зрения 20-летнего солдата. За этот роман его в 1931 номинировали на Нобелевскую премию, но при рассмотрении Нобелевский комитет это предложение отклонил.

В 1933 нацисты запретили и сожгли произведения Ремарка. Сожжение книг студенты-нацисты сопровождали речёвкой «Нет — писакам, предающим героев мировой войны. Да здравствует воспитание молодёжи в духе подлинного историзма! Я предаю огню сочинения Эриха Марии Ремарка».

В 1939 Ремарк отправился в США. Его старшая сестра Элфрида Шольц, оставшаяся в Германии, была арестована за антивоенные и антигитлеровские высказывания в 1943. На суде она была признана виновной и была казнена (гильотинирована).

А в 1958 Ремарк переехал в Швейцарию, где и прожил остаток жизни.

Умер Ремарк 25 сентября 1970 в городе Локарно и похоронен на швейцарском кладбище Ронко в кантоне Тичино. Его жена Полетт Годар скончавшаяся двадцать лет спустя, похоронена рядом с ним.

 

Рус­ский в Ев­ро­пах (Ар­ка­дий Авер­ченко)

Аркадий Тимофеевич Аверченко – русский писатель-юморист, драматург, театральный критик, редактор известного сатирического журнала «Сатирикон», автор многочисленных и многожанровых произведений. Родился 27 марта (15 марта по старому стилю) 1881 года в Севастополе.

Ещё при жизни его сравнивали с заокеанскими юмористами Марком Твеном и О`Генри, а простая читающая публика жаловала Аркадия Тимофеевича титулом «короля смеха».

Февральскую революцию 1917 года А. Аверченко, как и большинство русской либеральной интеллигенции, воспринял восторженно. Но после Октября роль легальной оппозиции, укрепившаяся за журналом «Новый Сатирикон», уже не соответствовала требованиям новой власти. Острые злободневные публикации Аверченко и Теффи не смешили, а лишний раз раздражали большевистских лидеров, которые ещё в марте 1918 года позаботились о закрытии всех буржуазных газет и изданий.

10 ноября 1920 года, вместе с Русской Армией генерала Врангеля, Аверченко покинул Крым на одном из последних транспортов. В это время в творчестве Аверченко мир чётко разделён на две части: мир до революции и мир после революции. Эти два мира у писателя жёстко противопоставляются. Аверченко воспринимает революцию как обман рабочего человека, который должен в определённый момент спохватиться и вернуть всё на свои места в этой стране.

В 1921 году в Париже вышел сборник памфлетов Аверченко «Дюжина ножей в спину революции». Её герои, представители различных социальных слоёв — дворяне, купцы, чиновники, военные, рабочие — с ностальгией вспоминают о прошлой жизни. Рассказ "Рус­ский в Ев­ро­пах", который мы ЧИТАЕМ ВСЛУХ сегодня, как раз вошел в этот сборник.

Умер Аркадий Аверченко скоропостижно. Утром 12 марта 1925 года. Похоронен на Ольшанском кладбище в Праге.

Загадочное исчезновение пророка Ильи (Ярослав Гашек)

Ярослав Гашек (чешск. Jaroslav Hašek; 30 апреля 1883, Прага — 3 января 1923, Липнице) — великий чешский писатель-сатирик. автор полутора тысяч произведений и гениального антивоенного романа. кстати,  неоконченного, «Похождения бравого солдата Швейка». Анархист, красный комиссар, журналист, революционер,  исколесивший в первую мировую, в том числе,  и Россию. Он даже хотел остаться в Сибири и купил в Иркутске дом... Но 

 Первое известное произведение Гашека рассказ «Ефрейтор Которба» появилось на свет в 1900 году.  Он начал с коротеньких рассказов, которые он называл "юморесками". И он написал их сотни. Уже тогда проявился его яркий сатирический дар.  Он и жил так: озорно и гротескно иронично.

Однажды Гашек поселился в  пражском отеле. А зарегистрировался  как «Лев Николаевич Тургенев. Родился 3 ноября 1885 года в городе Киеве. Живёт в Петрограде. Православный. Частный служащий. Приехал из Москвы. Цель приезда — ревизия австрийского генерального штаба.» Неудивительно, что его вскоре под усиленной охраной как русского шпиона доставили в полицию, где он заявил, что в качестве лояльного гражданина счёл долгом проверить, «как в это тяжкое для страны время функционирует государственная полиция». В полиции Гашека хорошо знали, и он получил пять суток ареста.

 Во время Первой мировой войны, в 1915 г., Гашек был призван в армию, воевал на русско-германском фронте, но почти сразу сдался русским в плен. Во время Октябрьской революции 1917 г. Гашек принял сторону большевиков и вступил в РСДРП(б).

Затем он служил в Красной армии , в политотделе 5-й армии на Восточном фронте, есть сведения, что под командование самого Чапаева. Сотрудничал во фронтовых газетах, писал антибуржуазные фельетоны на русском языке. Жил в Бугульме, Уфе, Челябинске, Омске, Иркутске...

В 1920 г. Гашек вернулся на родину (в 1918 г. Чехословакия получила независимость, в стране была провозглашена парламентская республика). Как убеждённый коммунист, он начал борьбу с властью, выступал в печати с обличительными фельетонами и пропагандировал Советскую Россию. Писатель умер 3 января 1923 г. в городе Липнице (Чехия).

И остался с мировой литературе, как один из лучших сатириков и, безусловно, лучший сатирик-антимилитарист.  «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (1921—1923 гг.) - одно из лучших произведений об армии, не потерявшее  актуальности и популярности и сегодня. 

В 2002 году в Чехии провели опрос - что считать главным достоянием страны. Чехи назвали пиво, хоккей и Бравого солдата Швейка.

Ряса (Евгений Венский)

Евгений Осипович Венский (25.12.1884 – 6.01.1885). Настоящая фамилия писателя – Пяткин. Родился он в семье священника в селе Средние Тимерсяны Симбирского уезда Симбирской губернии. С двенадцати лет учился в Сызранском духовном училище, из которого, по собственному свидетельству, был исключен за «стихотворство».

У Пяткина около тридцати псевдонимов, в том числе: Евгений Хохлов, Богоявленский, И. Бронный, В. Кубанский, Е. Свирягин, Е. Симбирский, Е. Фролов и другие. Но самым известным псевдонимом сатирика считается фамилия Венский, взятая в честь модного ресторана «Вена» в Петербурге, где в начале прошлого века собиралась литературная богема.

Евгений Венский был редактором-издателем журнала «Трепач», сотрудничал в бульварных журналах «Балаган», «Банный лист», «Кузькина мать», а после революции – и в советских сатирических журналах. Он – автор пьес, скетчей, миниатюр, водевилей для маленьких театров и кабаре, стихотворных сказок для детей.

В 1919 г. Евгений Осипович издал сборник стихотворений «К людям вольных гор», который был изъят из библиотек и уничтожен в 1940-х гг., когда уничтожались книги репрессированных писателей, а также книги, содержащие какие-либо сведения о высланных народах. Кроме того, Венский несколько раз арестовывался ЧК за знакомство с белогвардейцами.

Евгений Венский был осужден марта 1943 г. по ст. 58-10 ч.2: пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти в военной обстановке. Ссылку отбывал в Красноярском крае, где умер 4 ноября того же года от дистрофии. Реабилитирован посмертно.

Сегодня мы ЧИТАЕМ ВСЛУХ рассказ Евгения Венского «Ряса» (1926 г.). Он о том, как провинциальные самодеятельные актеры-комсомольцы решили ставить пьесу «Поп Иван». Все бы хорошо, да нет у них настоящей рясы…

На улице и дома (Сергей Довлатов)

«Никогда не встречал человека, который бы каждую минуту был настолько несчастен, — говорил о нем однокурсник и друг, писатель Самуил Лурье. — При этом неизменно остроумен и готов к веселью. Сергей играл рыжего клоуна, в душе всегда оставаясь клоуном белым».

Сергей Довлатов – один из наиболее популярных и читаемых русских писателей конца XX – начала XXI века. Он родился 3 сентября 1941 года в Уфе, в семье театрального режиссёра Доната Исааковича Мечика, еврея по национальности, и актрисы, а впоследствии корректора Норы Степановны Довлатян, армянки.

Его произведения переведены на множество языков, экранизированы, изучаются в школах и вузах. «Заповедник», «Зона», «Иностранка», «Наши», «Чемодан» – эти и другие удивительно смешные и пронзительно печальные довлатовские вещи давно стали классикой. «Отморозил пальцы ног и уши головы», «выпил накануне – ощущение, как будто проглотил заячью шапку с ушами», «алкоголизм излечим, пьянство – нет». Однако советские журналы не любили Довлатова. В СССР при жизни он практически не публиковался, а был известен исключительно по самиздату.

В 1978 году Сергей Донатович эмигрировал, поселился в Нью-Йорке, стал главным редактором газеты «Новый американец». Добился большого читательского успеха. За двенадцать лет эмиграции он издал двенадцать книг в США и Европе.

Сергей Довлатов умер в августе 1990 года от сердечной недостаточности. Похоронен на нью-йоркском еврейском кладбище «Маунт-Хеброн».

Его близкий друг Игорь Ефимов уверен:

– Что бы ни было написано в свидетельстве о его смерти, литературный диагноз должен быть таков: «Умер от безутешной и незаслуженной нелюбви к себе».

Место, где много воды (Айзек Азимов)

Айзек Азимов (Исаак Озимов) – американский писатель-фантаст еврейского происхождения, популяризатор науки, по профессии биохимик. Родился под Смоленском 2 января 1920 года. В 1923 году его семья эмигрировала в Америку.

Автор почти 500 книг. Наиболее известными считаются цикл рассказов про роботов, серия рассказов “Академия”, “Стальные пещеры”, “Обнажённое солнце”, “Сами боги”, рассказы о похождениях Лакки Старра. В сво­ей пи­сатель­ской ра­боте Ази­мов ос­но­выва­ет­ся на стро­гих ло­гичес­ких пред­по­ложе­ни­ях. Многие его произведения пос­тро­ены на дан­ных сов­ре­мен­ной на­уки. Ко­неч­но, пи­сатель вы­думы­ва­ет, стро­ит ги­поте­зы, но это поч­ти всег­да обос­но­ван­ные до­гад­ки, вы­тека­ющие из на­уч­но­го опы­та. Сухая научная фантастика, в его случае, приобретает грани философии и предмет для размышления.

Айзек Азимов многократный лауреат премий «Хьюго» и «Небьюла». Некоторые термины из его произведений — robotics (робототехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей) — прочно вошли в языки мира. Этого писателя считают одним из трёх величайших фантастов XX века (два других — Артур Кларк и Роберт Хайнлайн).
Айзек Азимов прожил 72 года и 6 апреля 1992 года в Нью-Йорке знаменитого, блистательного и просто хорошего писателя с нами не стало.

Рассказ «Место, где много воды» The Watery Place рассказывает о визите на Землю гостей с Венеры. 14 апреля 1956 года они приземлились в Америке, в штате Айдахо. Удивительно, но тот человек, которого они выбрали для контакта - не представитель высшей власти, а простой шериф… Этот рассказ в ироничной форме высмеивает ханжество и невежество.

Индейский поселок (Эрнест Хемингуэй)

Эрнест Хемингуэй (21.07.1899 - 02.07.1961), лауреат Нобелевской и Пулитцеровской премий.

Главным принципом Хемингуэя было писать как можно более правдиво, писать, передавая читателю мысли, поступки и переживания так, чтобы он или она почувствовали, что прочитанное ими стало частью их жизненного опыта и как бы происходило на самом деле.

Наиболее ярким из произведений писателя стал роман "По ком звонит колокол" (1940). Однако помимо романов Эрнест Хемингуэй блестяще писал и рассказы. Один из них - «Индейский поселок»
Рассказ Э. Хемингуэя «Индейский поселок» (Indian Camp) был впервые напечатан в журнале Трансатлантик ревю (1924), вошел в сборник "В наше время" (In Our Time), где ему предшествует очерк «В порту Смирны» — об ужасах смерти и муках рождения, и небольшая военная «зарисовка» о солдатах, которые не в силах преодолеть страх смерти.

В этом рассказе задается основная тема всего цикла о Нике Адамсе — тема становления юного героя – любимого автобиографического персонажа Хемингуэя.

Повествование начинается с того, что индеец, подобно Харону, перевозит Ника в «царство мертвых», где ему впервые предстоит воочию увидеть смерть. И где его собственный отец посвятит юного героя в таинство рождения и смерти.

Ирочка (Надежда Тэффи)

Тэффи (настоящее имя — Надежда Александровна Лохвицкая, в замужестве Бучинская) – блестящая русская писательница, начавшая свой творческий путь со стихов и газетных фельетонов и оставившая наряду с А. Аверченко, И. Буниным и другими яркими представителями русской эмиграции значительное литературное наследие.

Произведения Тэффи, веселые и грустные, всегда остроумны и беззлобны, наполнены любовью к персонажам, пониманием человеческих слабостей, состраданием к бедам простых людей. Наградой за это стала народная любовь к Тэффи и титул «королевы смеха». Ее популярность была так велика, что выпускали духи и конфеты «Тэффи». В 1918 году покинула Родину, обосновалась в Париже. Её творческая жизнь продолжалась 52 года! За это время опубликовала огромное количество рассказов и фельетонов, стихов, песен, либретто, пьес, рецензий. Как в свое время в России, за рубежом она также была востребованной читателями, и не только из эмигрантских кругов. Писательница в своих произведениях талантливо переплетает «временное» и «вечное». Первое, как правило, тут же бросается в глаза, а второе — только едва просвечивает.

Безусловно, рассказы Тэффи завораживающе наивны и смешны, однако за тонкой иронией заметна горечь и боль. Писательница реалистично раскрывает пошлость обывательской жизни. Иногда за смехом скрываются настоящие трагедии маленьких людей: «Почти в каждой русской эмигрантской семье есть танцующая Ирочка. Совсем маленькие Ирочки подают всегда очень большие надежды. С ростом Ирочек, надежды слабеют...»

Рассказ укротителя леопардов (Джек Лондон)

Джек Лондон (урождённый Джон Гриффит Чейни) - американский писатель, социалист, общественный деятель, наиболее известен как автор приключенческих рассказов и романов.
Серьёзно заниматься литературой стал в возрасте 23-х лет, после возвращения с Аляски: первые северные рассказы были опубликованы в 1899 году, а уже в 1900 году была издана его первая книга - сборник рассказов «Сын волка».

Джек Лондон - великий кудесник слова, автор целого ряда знаменитых книг, в число которых входят романы и повести "Мартин Иден", "Смок Белью", "Сердца трех", "Морской волк", "Белый Клык", "Зов предков" и многие другие. Мало кто из писателей может похвастаться столь разнообразным и неоднородным по степени талантливости творчеством.

Художественный метод Лондона выражается, прежде всего, в стремлении показать человека в тяжелой жизненной ситуации, на переломе судьбы, реалистические описания обстоятельств сочетаются с духом романтики и приключений (сам автор определял свой стиль как «вдохновенный реализм, проникнутый верой в человека и его стремления»). Для произведений Лондона характерен особый поэтический язык, быстрое введение читателя в действие своего произведения, принцип симметричности повествования, характеристика героев через диалоги и мысли. Своими литературными учителями он считал Р.Стивенсона и Р.Киплинга.

Джек Лондон был вторым после Х. К. Андерсена по издаваемости в СССР зарубежным писателем за 1918-1986 годы: общий тираж 956 изданий составил 77,153 млн экземпляров.

«РАССКАЗ УКРОТИТЕЛЯ ЛЕОПАРДОВ» это удивительная история о человеческой ненависти, о том, как неприязнь к отдельно взятому человеку может привести к трагическим последствиям. Мужчина, зарабатывающий себе на жизнь, тем, что сует свою голову в пасть льва, даже не догадывался о намерениях своего ненавистника...

Давид и Голиаф (Евгений Петров)

Рассказ «Давид и Голиаф» принадлежит перу Евгения Петрова. Впервые опубликован в журнале "Чудак", 1929, № 23.

Настоящая фамилия Евгения Петровича Петрова – Катаев. Будучи младшим братом известного автора Валентина Катаева, он взял себе псевдоним по собственному отчеству, справедливо предположив, что двух Катаевых «Боливар родной словесности» не выдержит, возникнет путаница. (Интересно, что были у него и еще два псевдонима: Иностранец Федоров и Е. Петрович).

Творческое содружество двух одесситов – Евгения Петрова и Ильи Ильфа началось в 1927 году с совместной работы над романом «Двенадцать стульев». Впоследствии в соавторстве с Ильей Ильфом им были написаны роман «Золотой теленок» (1931 год), новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928 год), фантастическая повесть «Светлая личность» (экранизирована), новеллы «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929 год) и др. Однако, обозревая литературное наследие Ильфа и Петрова, не только произведения, написанные ими вместе, но и каждым в отдельности, нельзя не подивиться широте творческих возможностей писателей, литературному блеску фельетонов, очерков, комедий.

Ильф стремится воплотить свою сатирическую мысль в острой комической детали, часто выделяя одно смешное сюжетное положение и всячески обыгрывая его. А особенность Петрова в том, что основное внимание он уделяет сюжету, юмористический и сатирический материал в его рассказах обычно организован вокруг развития действия.

Рассказ Петрова «Давид и Голиаф» повествует о том, как перед футбольным матчем поспорили о счёте два соседа по трибуне: огромный усатый мужчина и маленький мальчик. Играли сборные Украины и РСФСР.

Пока ждет автомобиль (О. Генри)

О. Генри – это псевдоним Вильяма Сиднея Портера, выдающегося американского новеллиста, прославившегося блестящими юмористическими рассказами. За свою недолгую творческую жизнь он написал около 280 рассказов, не считая фельетонов и различных маленьких произведений.

Рассказ «Пока ждет автомобиль» – один из самых ранних рассказов O. Генри, написанный в 1903 г. в период многочисленных преобразований в США. Большие изменения происходили в разных социальных слоях общества.

Весь рассказ – это сцена разговора двух молодых людей в парке. Одна из них – богатая девушка, читающая на лавочке книгу, пока ее ждет автомобиль, и сетующая на занудность и скуку светской жизни. Парень же, по его словам, работает кассиром в ресторане напротив и почти весь разговор слушает девушку.

Своему рассказу О.Генри придает характер литературной загадки, истинное положение вещей становится понятно только из его заключительной части.

Аристократка (Михаил Зощенко)

Уже первые сатирические произведения Михаила Михайловича Зощенко свидетельствовали о том, что русская литература пополнилась новым именем писателя, не похожего ни на кого другого, со своим, особым взглядом на мир, общественную жизнь, мораль, культуру, человеческие взаимоотношения. Язык прозы Зощенко также не был похож на язык других писателей, работающих в жанре сатиры. Однако Михаил Михайлович Зощенко – верный гоголевский последователь и в своих произведениях ставит героев в такие обстоятельства, к которым они не могут приспособиться, оттого выглядят смешными, нелепыми, жалкими.Таков, например, персонаж рассказа «Аристократка».

Повествование в «Аристократке» ведётся от лица водопроводчика Григория Ивановича. Он рассказывает, к чему его привело увлечение аристократкой. И советует не связываться с ними, так как сам имел этот неприятный опыт:

«Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место».

Прелестные лилипуты (Курт Воннегут)

Американский писатель Курт Воннегут прославился романом «Бойня номер пять», помимо него широкой общественности известны «Завтрак для чемпионов», «Механическое пианино», «Галапагосы», «Синяя борода» и другие романы.

Герой рассказа «Прелестные лилипуты» Лоуэлл Свифт живет обычной жизнью, в нем нет ничего примечательного: 17 лет брака с женой, работа, собственный автомобиль. Но самое интересное начинается, когда он случайно находит на улице канцелярский нож, выполненный в современном дизайне из голубой стали.

Этот рассказ Курта Воннегута - один из немногих с несчастливым концом, он позволяет увидеть то, что впоследствии будет привлекать читателей в Воннегуте как в романисте. В этой истории отряд крошечных симпатичных человечков ростом с насекомое – полная противоположность огромным инопланетным чудищам из других фантастических произведений – прибывает к нам на корабле, формой и размерами напоминающем нож для разрезания бумаги. С этими испуганными существами и подружился продавец линолеума Лоуэлл Свифт. Но берегитесь! Способ, которым инопланетяне разрешат семейные затруднения Свифта, ужасен и непредсказуем. Непредсказуем! Хотя… Можно было и догадаться! Особенно если учесть, что главного героя зовут Свифт, а полая ручка ножа заполнена крайне чувствительными лилипутами.

Без заглавия (А.П. Чехов)

Сначала рассказ был назван Чеховым «Сказка».
Написан он был в последних числах декабря 1887 года, по возвращении Чехова из Петербурга в Москву.
«При мне и брате Иване Павловиче, — вспоминал А. С. Лазарев (Грузинский), - Чеховым был написан небольшой, но прекрасный рассказ о настоятеле монастыря, который так красиво рассказывал монахам о зле и соблазнах мира, что наутро все монахи покинули монастырь».
Готовя в 1899 году рассказ для сборника, Чехов изменил заглавие, сократил и переделал текст, ослабил восточный колорит сказки.
При жизни писателя рассказ был переведен на болгарский, венгерский, сербскохорватский и чешский языки.

Всё лето в один день (Рэй Брэдбери)

Рассказ повествует о детской жестокости и одновременно описывает ситуацию, встречающуюся не только у детей: чувство черной зависти, желание сделать другому человеку назло. Дети лишили девочку счастья, а ведь название произведения так и расшифровывается " Все счастье в один миг ".

Солнце, старик и девушка (Василий Шукшин)

На берег Катуни каждый летний вечер приходит старик, чтобы полюбоваться заходящим за горы солнцем. Его постоянство и колоритная внешность заинтересовали приезжую молодую художницу. Она начинает писать портрет старика, но не успевает его закончить...

Пугало как элемент стратегии (Бернард Вербер)

Перед нами история мошенника, который, сыграв на чувствах людей, смог получить выгоду для себя. И это даже не столько рассказ, сколько психологическое наблюдение о том, как управлять толпой. Притом автор пишет его, то как художественный рассказ, то как эссе. В результате не получилось ни первое, ни второе...
На ежегодном собрании жильцов дома управляющим было сделано необычное предложение — сдать первый этаж здания под клинику для людей с одной лишней хромосомой. Никогда еще встреча соседей не проходила так бурно.

ТОПЫ НОВОСТЕЙ

ВНИМАНИЕ! ОПРОС!

Зачем Жариков ездил в Ивановские дворики?
Чтобы сообщить серпуховичам, что он знает об их проблемах.
42
Познакомиться, чтобы жители, наконец, узнали его в лицо.
20
Удостовериться, что депутаты этого микрорайона, Пушкин и Киблицки, действительно не справляются с обязанностями.
29
Решил показаться серпуховичам в компании Ермакова и Сотника, чтобы горожане больше не путали его с коллегами.
58
Чтобы пообедать в Макдональдсе и покататься на коньках в «Б-классе». Это же весело!
137
Чтобы честно признаться жителям, что дороги в Ивановских двориках ремонтировать не будут.
50

Демотиваторы

Готфрида на них нет 21.03.2017

ЦИФРА

27,5% так "Инфометр" оценил открытость власти в Серпухове
Автоматизированная информационная система "Инфометр" опубликовала рейтинг официальных сайтов муниципальных образований России с численностью населения более ста тысяч человек "Муниципальная открытость. Информационная открытость".
архив цифры ...

НАШИ АВТОРЫ

Яков Майонезов
Любовь Голиченкова
Игорь Огородников
Марина Лозинская
Евгений Данилюк
Оксана Бурмистрова
все авторы ...

СЕГОДНЯ В КИНО

Зверопой
Логан
Живое
Могучие рейнджеры
Демон внутри
После тебя
Везучий случай
О любви
Босс-молокосос
Смурфики: Затерянная деревня

ТОЧКА

Точка очарования
Дамские штучки
Дамские штучки
У каждой женщины есть свои секреты очарования. И их они не собираются никому открывать. А вот о милых мелочах, без которых наши дамы себя просто не представляют, поговорить согласились. Так что же делает женщину женщиной?
архив точки ...

Комментарии